Наставничество
Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник помогает ребёнку поставить личную цель, формируется готовность к саморазвитию.
Наставляемый – ребёнок, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Основы деятельности:
Нормативно — правовые документы:
Акты Правительства Российской Федерации
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020)
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020)
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 01.03.2020)
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ред. от 27.12.2019)
- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239)
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ от 3 апреля 2012 г.)
Приказы Минпросвещения России
- Приказ Минпросвещения России № 467 от 03.09.2019 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей»
- Приказ Минобрнауки России № 134 от 24.02.2016 «Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества, обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методические рекомендации Минобрнауки 03.04.2017 «О механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних»
Документы, регламентирующие деятельность наставника
Положение о наставничестве ГБОУ СОШ №2 п.г.т.Безенчук с/п "ДЮСШ"
В с/п "ДЮСШ" рассматриваются три формы наставничества:
«УЧЕНИК-УЧЕНИК»
«УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ»
«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»